10 апреля 2017 года Правительством Ростовской области внесен в Законодательное Собрание Ростовской области проект областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2016 год». В пояснительной записке министерства финансов Ростовской области говорится: Годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2016 год подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Областным законом «О бюджетном процессе в Ростовской области», Регламентом Законодательного Собрания Ростовской области, в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н. Одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета Правительством Ростовской области представляются: 1) проект областного закона об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год; 2) пояснительная записка к проекту областного закона об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год; 3) бюджетная отчетность органа, организующего исполнение областного бюджета, предусмотренная бюджетным законодательством Российской Федерации; 4) бюджетная отчетность органа, организующего исполнение областного бюджета, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области, предусмотренная бюджетным законодательством Российской Федерации; 5) отчеты об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ростовской области, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов, о состоянии государственного долга Ростовской области на начало и конец отчетного финансового года, об исполнении показателей, предусмотренных приложениями к областному закону об областном бюджете за отчетный финансовый год; 6) информация об итогах социально-экономического развития Ростовской области за отчетный финансовый год с учетом прогноза социально-экономического развития Ростовской области; 7) сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Ростовской области. Проект областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2016 год» составлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 81.3 Регламента Законодательного Собрания области и включает следующие данные: - доходы областного бюджета по кодам классификации доходов бюджетов за 2016 год; - расходы областного бюджета по ведомственной структуре расходов областного бюджета за 2016 год; - расходы областного бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов за 2016 год; - источники финансирования дефицита областного бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов за 2016 год. Годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области за 2016 год принят Федеральным казначейством России. Годовая бухгалтерская отчетность представлена в установленные сроки. В отчетности соблюдены контрольные соотношения, установленные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Исполнение консолидированного бюджета области обеспечено по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений, в том числе по объему долга и дефицита бюджета. Исполнение областного бюджета осуществлялось в соответствии с Областным законом от 21.12.2015 № 473-ЗС «Об областном бюджете на 2016 год». Постановлением Правительства Ростовской области от 04.02.2016 № 47 были предусмотрены меры по его реализации. В 2016 году продолжена реализация Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга, в Ростовской области до 2017 года, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 14.11.2013 № 485. Обеспечено выполнение первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ростовской области в 2016-2017 годах. В результате принятых мер темп роста доходов областного бюджета составил 114,1 % к 2015 году. По объему собственных налоговых и неналоговых доходов рост к 2015 году составил 23,2 млрд. рублей или 124%. Федеральные межбюджетные трансферты за 2016 год поступили в бюджет свыше первоначально утвержденных показателей на 12,1 млрд. рублей, или в 1,5 раза. В соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.11.2016 № 481 доля дотаций из федерального бюджета в собственных доходах консолидированного бюджета составила менее 10 % (7 %). В целях эффективного использования бюджетных средств и обеспечения финансирования расходов по приоритетным направлениям подготовлено 9 законопроектов о внесении изменений в областной бюджет на 2016 год. Проведено переформатирование расходов областного бюджета в сумме 12,8 млрд. рублей, в том числе с учетом мер по оптимизации. В их числе сокращены расходы на содержание аппарата управления органов государственной власти Ростовской области в сумме 236,6 млн. рублей в связи с оптимизацией структуры и сокращением численности работников аппарата государственных органов Ростовской области. Кроме того, оптимизированы расходы на обслуживание государственного долга Ростовской области в сумме 944,0 млн. рублей. По предложениям главных распорядителей средств областного бюджета проведена оптимизация (сокращение) расходов областного бюджета на общую сумму 340,4 млн. рублей. В соответствии с основными задачами бюджетной политики Ростовской области обеспечена устойчивость бюджета Ростовской области, выполнены социально-значимые обязательства перед гражданами. Просроченная кредиторская задолженность по областному и местным бюджетам отсутствует. По результатам исполнения областного бюджета сложился профицит в сумме 3,4 млрд. рублей. В рамках полномочий по проведению единой политики государственных заимствований и управления государственным долгом Ростовской области в 2016 году проведена работа по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств перед банками. Общий объем исполненных долговых обязательств перед кредитными организациями составил 7,2 млрд. рублей, в том числе за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета – 6,5 млрд. рублей. Государственный долг Ростовской области на 1 января 2017 года составил 40,3 млрд. рублей, или 33,6 % от нормативной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации. Для сравнения среднероссийский показатель – 58,7 % (без учета 14 субъектов РФ, не являющихся в 2016 году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности), а по ЮФО – 67,3%. Среди субъектов ЮФО данный показатель Ростовской области является одним из наименьших. В структуре государственного долга Ростовской области учтены обязательства областного бюджета по бюджетным кредитам, привлеченным из федерального бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) (3 055,7 млн. рублей) и для частичного покрытия дефицита бюджета Ростовской области (8 769,1 млн. рублей), кредитам, полученным в кредитных организациях (28 113,9 млн. рублей), а также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства городов Ростов-на-Дону и Таганрог в общей сумме 315,4 млн. рублей. В рамках нормативно-методического обеспечения актуализированы областные законы о бюджетном процессе в Ростовской области, о межбюджетных отношениях, о региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области. Осуществлен переход на новый порядок формирования прогноза доходов областного бюджета с учетом полномочий главных администраторов доходов. В целях реализации Указов Президента Российской Федерации разработан и принят порядок использования в 2016 году бюджетных ассигнований, зарезервированных на повышение оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы (постановление Правительства Ростовской области от 27.04.2016 № 295). Дополнительно проведена работа по возврату в областной бюджет неиспользованных остатков субсидий автономными и бюджетными учреждениями, полученными на выполнение государственных заданий, муниципальных заданий по средствам областных субвенций, а также субсидий на иные цели, и направлению поступивших средств на реализацию Указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы. Соблюден норматив на содержание органов государственной власти Ростовской области в 2016 году. Разработаны и утверждены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления на 2017 год для всех 463 муниципальных образований Ростовской области. Впервые разработан бюджетный прогноз Ростовской области на период 2017-2028 годов. Планирование и исполнение областного бюджета осуществлялось с помощью внедренной Единой автоматизированной системы управления общественными финансами в Ростовской области, участниками которой являются все без исключения главные распорядители бюджетных средств, государственные учреждения области. В 2016 году исполнение областного бюджета организовано с 38 главными распорядителями средств областного бюджета, 49 главными администраторами доходов областного бюджета. С учетом структурных изменений и реорганизации департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области, управления финансового контроля Ростовской области количество главных распорядителей средств областного бюджета к завершению финансового года составило 36. Обеспечено финансирование в целом 4 442 государственных и муниципальных учреждений Ростовской области, в том числе областного уровня - 470 учреждений и муниципального – 3 972 учреждения. Обеспечена координация деятельности 463-х финансовых органов муниципальных образований Ростовской области по исполнению местных бюджетов. В 2016 году обеспечено внедрение централизованного программно-технического решения, которое обеспечило возможность работы финансовых органов всех муниципальных образований области в Единой автоматизированной системе управления общественными финансами с использованием ими функционала и возможностей, аналогичных используемым участниками бюджетного процесса Ростовской области. В области межбюджетных отношений уточнены подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований: внесены изменения в Методику регулирования межбюджетных отношений с целью повышения выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Это позволило увеличить объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным районам, городским округам и субвенций на расчет и предоставление дотаций поселениям более чем на 1 млрд. рублей от первоначальных плановых показателей. В декабре 2016 года положения областного закона о межбюджетных отношениях были актуализированы с учетом изменений бюджетного законодательства, утверждена его новая редакция - Областной закон от 26.12.2016 № 834-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области». Основной новацией закона стало выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, начиная с 1 января 2017 года, по трем группам: муниципальные районы и городские округа (по доходам и полномочиям муниципального района); городские поселения и городские округа (по доходам и полномочиям городского поселения); сельские поселения. С учетом федеральных подходов уточнен порядок предоставления муниципальным образованиям областных субсидий, усиливающий ответственность местных администраций за невыполнение условий их предоставления. Также внесены изменения в порядок предоставления бюджетных кредитов, направленные на повышение сбалансированности местных бюджетов. Исполнение консолидированного бюджета Ростовской области за 2016 год составило по доходам 190,9 млрд. рублей, что выше показателей 2015 года на 20,1 млрд. рублей или на 11,8 %. Расходы исполнены в сумме 186,4 млрд. рублей с ростом на 962,0 млн. рублей. По результатам исполнения консолидированного бюджета области сложился профицит в объеме 4,5 млрд. рублей. Основными доходными источниками бюджета области являлись собственные налоговые и неналоговые доходы. Их объем составил 155,3 млрд. рублей или 81,4 % всех поступлений. Налоговые доходы составили 95,0 % поступлений или 147,5 млрд. рублей. К уровню 2015 года темп роста собственных доходов консолидированного бюджета составил 117,5 % и полностью обеспечен за счет роста налоговых и неналоговых поступлений в областной бюджет. В сравнении со среднероссийскими показателями за 2016 год наблюдалось значительное превышение роста собственных доходов как в целом по субъектам Российской Федерации - 108,7%, так и по ЮФО – 113,8%. За период 2010-2016 года собственные доходы консолидированного бюджета выросли в 2 раза (в среднем по субъектам РФ - в 1,9 раза). Перевыполнение плана по доходам консолидированного бюджета составило – 3,9%, по собственным налоговым и неналоговым доходам – 4,6%. Безвозмездные поступления в консолидированный бюджет Ростовской области в 2016 году составили 35,6 млрд. рублей, или 100,9 % к плану. Превышение плановых назначений обусловлено поступлением федеральных средств в конце 2016 года. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поступили в полном объеме в сумме 10,9 млрд. рублей. Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности поступили в объеме 1,8 млрд. рублей с учетом дополнительного распределения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 2715-р средств в сумме 821,7 млн. рублей. Целевые федеральные средства, в том числе субвенции, субсидии, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, в соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» в 2016 году были перечислены в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств, и составили 23,0 млрд. рублей. В результате проведенной работы Правительством Ростовской области с федеральными отраслевыми министерствами и ведомствами, благодаря активному участию депутатского корпуса целевые федеральные средства в сравнении с первоначально запланированными показателями поступили с ростом на 11,2 млрд. рублей или в 2 раза. Данные средства учтены по целевым направлениям расходов. План по расходам исполнен по консолидированному бюджету на 96,3%, по областному на 97,2%, что выше показателей 2015 года (95% и 95,6% соответственно). Бюджетная политика в сфере расходов консолидированного бюджета области была направлена на решение социальных и экономических задач области. Приоритетом являлось обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы. Расходы на образование, социальную политику, культуру, спорт и здравоохранение составили 125,1 млрд. рублей. Доля расходов социальной направленности составляет 67,1 % в общем объеме расходов, что выше как среднероссийского показателя (60,7%), так и по субъектам ЮФО (63,5%). Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета составили следующие направления: - образование – 27,9 %; - социальная политика – 20,3 %; - здравоохранение, физическая культура и спорт – 15,8 %; - национальная экономика – 17 %. В составе бюджетной отчетности консолидированного бюджета области расходы на заработную плату с начислениями с учетом расходов бюджетных и автономных учреждений исполнены в объеме 59,1 млрд. рублей, что составляет 31,7 % всех расходов консолидированного бюджета. На данные цели направлено на 2,3 млрд. рублей больше, чем в 2015 году, что соответствует выполнению задачи, поставленной в майских указах Президента Российской Федерации по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. Основные показатели областного бюджета за 2016 год характеризуются следующими данными:(млн. рублей) Наименование | Исполнение за 2015 год | Исполнение за 2016 год | Темп роста | Доходы, всего | 136 394,8 | 155 694,2 | 114,1% | из них: | | | | Налоговые и неналоговые доходы | 96 683,8 | 119 881,3 | 124,0% | Безвозмездные поступления всего | 39 711,0 | 35 812,9 | 90,2% | Расходы, всего | 149 881,0 | 152 307,9 | 101,6% | Дефицит, профицит (-, +) | -13 486,2 | 3 386,3 | |
Исполнение областного бюджета за 2016 год составило по доходам 155,7 млрд. рублей, по расходам 152,3 млрд. рублей. По сравнению с 2015 годом рост по доходам составил 19,3 млрд. рублей или 114,1% и по расходам – 2,4 млрд. рублей или 101,6%. По результатам исполнения областного бюджета сложился профицит в сумме 3,4 млрд. рублей. Областным законом «Об областном бюджете на 2016 год» утверждены налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в сумме 114,1 млрд. рублей. В 2016 году обеспечен значительный финансовый результат - в областной бюджет поступило 119,9 млрд. рублей собственных доходов с ростом к 2015 году на 23,2 млрд. рублей или на 24,0 %. Бюджетные назначения перевыполнены на 5,8 млрд. рублей (исполнение - 105,1 %). Основная часть поступлений обеспечена увеличением налоговых доходов, на долю которых приходится 98,6 % всех собственных доходов. Исполнение налоговых доходов в отчетном 2016 году составило 118,2 млрд. рублей с ростом к уровню 2015 года на 24,5 млрд. рублей или на 26,1 % (в 2015 году рост составлял 7,7 млрд. рублей к предыдущему году). Бюджетные назначения перевыполнены на 5,7 млрд. рублей (исполнение - 105 %). Наибольший удельный вес в объеме налоговых доходов приходится на налоги на прибыль, доходы (62,7 %), из которых налог на доходы физических лиц занимает 32,2 %, налог на прибыль организаций - 30,5 %; налоги на имущество – 15,2 %; акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, - 15,0 %. Исполнение налоговых доходов областного бюджета в разрезе источников характеризуется следующими данными: (млн. рублей) Наименование показателей | исполнение за 2015г. | уд. вес в сумме доходов в 2015г. (в %) | бюджетные назначения 2016г. | исполнение за 2016г. | процент исполнения (гр.4/гр.3х100) | уд. вес в сумме доходов в 2016г. (в %) | темп роста (в %) (гр.4/гр.1 х100) | A | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Налоговые доходы | 93 722,8 |
|